Основные процессы высшей нервной деятельности

Теги: мозг нейрон нейропсихология нейрофизиология
  Мозговая деятельность образована множеством различных процессов в отдельных нейронах, между нейронами, сенсорными системами, другими нервными образованиями и центрами, расположенными на разных «этажах» центральной нервной системы, в высших отделах мозга и коре больших полушарий. 

Ее функционирование целостно, системно и подчинено обеспечению равновесного состояния внутренней среды организма и его взаимоотношений с внешней средой. 

Регулирующую роль в мозговой деятельности выполняют особые механизмы - разные исследователи называют их еще закономерностями, принципами, просто процессами.

Механизмы дивергенции и конвергенции обеспечивают растекание и схождение (концентрацию) физиологических процессов в нервной системе.

Первый осуществляет диффузное, т.е. ненаправленное, растекание нервного сигнала по разным отделам мозга, центрам, полям, направлениям, что можно сравнить с волнами, разбегающимися по воде от брошенного в него камня, но в нервной системе это не так округло и ритмично.

психопортал

Второй механизм вызывает уменьшение возбужденного мозгового пространства, свертывание возбуждения в обратном дивергенции направлению — к определенному участку (часто к тому, где оно возникло) или взаимосвязанной группе их.

Импульс возбуждения, пришедший в головной мозг и его кору по восходящим нервным путям, вызывает возбуждение определенной группы нервных клеток, области коры, и в них возникает так называемый очаг возбуждения — точка, а чаще область повышенного возбуждения.

Благодаря богатым связям нервных клеток, особенно в подкорке и коре мозга, импульс вступает во взаимодействие с соседними и распространяется от места возникновения в разные стороны.

Этот вид процесса дивергенции называется иррадиацией (от лат. irradio — освещаю лучами, сияю).

Иррадиация возбуждения может быть генерализованной и избирательной.

Область больших полушарий, охватываемая растекающимся из очага возбуждением, зависит от силы раздражения, функционального состояния мозга и сформированных ранее нервных связей.

Чем сильнее раздражение и чем выше возбуждение, тем более генерализованный характер носит его иррадиация.

Иррадиания cnocoбствует мобилизации возможностей мозга и обеспечивает подключение его отделов к выработке ответа на важные (сильные) раздражители.

Но в генерализованном виде она может иметь и отрицательное значение, особенно когда приобретает застойный характер.

Так, новая обстановка, опасность, первая попытка выполнения ответственного действия вызывают у человека усиленную и продолжающуюся иррадиацию возбуждения, которая может породить известные педагогам и психологам факты чрезмерного волнения, дрожания, растерянности человека и ухудшать его действия.

Избирательная иррадиация выражается в локальном распространении возбуждения, что сопровождается образованием или использованием сложившихся ранее нервных связей.

Она характерна для действий человека в привычных условиях, при выполнении хорошо освоенных им действий, проявлении самообладания (сдерживание растекания возбудительного потока в определенном русле или участке с помощью произвольного сдерживания — торможения).

Это экономный вид иррадиации, сохраняющий человеку силы и открывающий возможность для работы мозга по выполнению параллельных действий (например, сохранение спортсменом концентрации внимания, манипулирование водителя органами управления автомашиной с одновременным бдительным наблюдением за дорожной обстановкой, ведение обучающимся конспекта с одновременным внимательным прослушиванием речи преподавателя).

Этот процесс называется концентрацией.

Иррадиация совершается за несколько секунд (до минуты), а концентрация вдет медленнее в 4-5 раз.

В процессах высшей нервной деятельности в больших полушариях и коре обнаруживается взаимовлияние процессов, называемое индукцией.

Это влияние сопровождается реципрокностъю (противоположностью, противодействием): возбуждение одного из мозговых центров, обслуживающих определенную активность, сопряжено с угнетением более слабого очага иной активности и даже подавлением его.

Если это влияние одновременно, то имеет место одновременная (или пространственная) индукция.

Но бывает, что после исчезновения очага возбуждения в какой-то части головного мозга развивается торможение или, наоборот, после торможения возникает возбуждение, т.е. происходит последовательная индукция.

Эти явления обнаруживаются в общеизвестных фактах: после сна человек испытывает прилив сил; после длительной и трудной умственной работы или сильного возбуждения определенное время существует чувство усталости или может тянуть ко сну; если после длительной ходьбы присесть на 30-40 мин, то возбуждение может успеть смениться торможением и продолжать ходьбу будет трудно.

Автор:  - -
Показать все статьи


Похожие Статьи

  • стресс Житейское понимание «стресса» сводится к его...
    когнитивные нейронауки С точки зрения современных знаний о Вселенной, мозг...
    нейрон Для вхождения в проблему активности нейрона в ЦНС...
  • аутотренинг Аутогенная тренировка (АТ) , или кратко –...
    нейропсихология В 1838 г. два немецких ученых — Матиас Джакоб...
    стресс Даже в...
  • развитие нейронауки Когда речь заходит о последней декаде развития...
    визуализация Визуализация всегда была одним из средств, при помощи...
    строение клетки Нейропластичность - важное умение измененять и развивать...

© 2017 PsychoPortal.

PsychoPortal




Вход


Вспомнить пароль Регистрация